Средняя группа «Непоседы» МБДОУ «Детский сад №31» Капитошка. г.Усолье-Сибирское

Консультация для родителей: «Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям»

 Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям  

 Русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Воспитание, лишенное народных корней – бессильно».

В настоящее время Россия, по мнению многих политологов, переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, это разрушение личности. В настоящее время чаще материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте и милосердии, великодушии и справедливости.

В концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым, указывается, что духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности.Таким образом, нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.

В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к участию в праздниках иобрядах родного народа, дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

 В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

 Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

- праздник знакомит детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

- многие народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии и справедливости;

- проведение праздников формирует праздничную культуру.

 Праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации детей. Общение детей и взрослых в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения детей к духовным ценностям русского народа, служит формированию у детей национальной гордости, патриотизма. Именно такая педагогическая функция определяет их место в системе воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт народа.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», а «праздное время» - период, когда не нужно работать.

Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения обрядовых игр, тематических увеселительных развлечений. Народные праздники   отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами. Их проведение в наши дни дает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов.

В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаются различные виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, художественно-продуктивная, досуговая, игровая.Она осуществляется в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности.Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.

 В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания.

Зимние забавы

Главные зимние народные праздники, которых с нетерпением ждут дети и взрослые: сказочный и веселый Новый год, волшебное Рождество, таинственное Крещение. С давних времен Новый год отмечается в России 1 января. В этот день все с трепетом ждут в гости главного героя славянских сказок – Дедушку Мороза – доброго волшебника, который приносит подарки.

Наши предки проводили в новогодние дни Святки (Святые вечера). Так называются дни празднества, веселья и священного торжества Рождества Христова. Издревле в это время изготавливали и надевали на себя всевозможные костюмы (звери, мифические герои, сказочные персонажи), что перерастало в настоящие красочные маскарады, в ходе которых исполнялись колядки, и ряженые в шутливой форме поздравляли родных, друзей, соседей со светлым праздником. Этот обычай пользуется большой популярностью в детских дошкольных учреждениях. Дети с радостью примеряют на себя разные образы и заводят вокруг елки хоровод.

Спустя две недели после Рождества, отмечался еще один значительный праздник – Крещение, посвященный величайшему событию крещения Иисуса Христа. Считалось, что в ночь празднования вода во всех источниках становится святой, избавляет людей от недугов. Чтобы воспользоваться чудодейственными свойствами воды, люди окунались в прорубь.

Цель воспитать уважительное отношение к традициям русского народа, приобщить детей к культуре проведения зимних праздников воспитатели могут достичь при помощи проведения разных мероприятий, например:

«Новогодний хоровод» (утренник со встречей Деда Мороза, хоровод вокруг елки, поздравления, подарки, костюмированный маскарад);

«Снежные бои» (уличные игры с бросанием снежков, лепкой Снеговика, рисованием красками на снегу, зимними спортивными соревнованиями);

сказочные театрализованные постановки: «Морозко», «Новогодняя сказка», «Зимовье зверей»;

праздничные зимние посиделки (занятия в группе с использованием загадок, пословиц, стихотворений, песен, примет, иллюстраций).

Весна - красна

Отмечал русский народ с размахом и весенние праздники. Наступление весны знаменуется приходом Масленицы. Для каждого дня Масленичной недели характерно свое название, игры и обычаи. В эти дни пекли блины, ходили в гости, устраивали всевозможные игрища, кулачные бои, балаганы для скоморохов.Главным атрибутом торжества была кукла Масленица, которую изготавливали из соломы и в последний день сжигали в костре, просили друг у друга прощение.

Сегодня с большим энтузиазмом возрождают эти традиции, проводя с детьми Масленичные гулянья. С песнями, хороводами и потешками ребята угощаются блинами и принимают участие в русских народных играх.

 Не менее интересны в проведении весенние христианские праздники: Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, которые сопровождаются старинными обрядами.

«Проводы Масленицы» (ритуал сожжения чучела Масленицы, песни и хороводы на игровой площадке, угощение блинами);

«Просыпайся, Весна-красна!» (игры и конкурсы на улице, выпускание птиц из клеток на волю, хороводы, частушки);

тематические занятия в группе (поделки из природных материалов, раскрашивание пасхальных яиц, сценки о весне).

Ах, лето!

Народ на Руси в июне отмечал главный летний праздник - Иван Купала. Предки отмечали это событие очень весело: играли на гуслях, устраивали пляски в роще, лесу, прыгали через костры, плели веночки из трав, загадывали желания. Главным растением - символом торжества является папоротник, который согласно легенде в этот день расцветает.

Современные дети обожают проведение праздников на улице.

Красивый патриотичный праздник Древней Руси – Троица (праздник цветов и березок). Главная героиня праздника – Береза. Ей посвящают викторины, конкурсы, рисунки детей.

Таким образом, и летние народные праздники не стоит оставлять без внимания.

«Купала» (обучение мастерству плетения венков, изучение растений, чтение сказок про русалок);

«Русская березка» (проведение обряда с завязыванием лент на березку и загадыванием желаний).

 Осенний пир

Осень – время сбора урожая и отлета птиц. Древние славяне отмечали многочисленные осенние праздники, проводили обряды. В основном все они были посвящены благодарению Матушке – Земле за собранный урожай. Наиболее значимый праздник – Осенины.

Изучение таких традиций помогает привить детям любовь к труду, природе, познакомиться с процессом взращивания различных садово-огородных культур. Появляется возможность узнать, в какой одежде наши предки обрабатывали землю, в каком наряде садились за стол, и в каком костюме проводили праздничные обряды.

«Ярмарка осеннего урожая» (застолье, проведение викторин по теме);

«Дефиле народного костюма» (изучение деталей одежды славян, конкурс – дефиле).

В ходе проведения подобных мероприятий дети не только постигают духовные традиции своего народа, но и активно принимают участие в подвижных старинных играх: перетягивание каната, чехарда, горелки, городки.

Проводить народные праздники в детском саду  крайне важно. Через фольклор детям прививается любовь к Родине, вкладываются знания о культурных традициях народа.

Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших

прадедов и дедов — это душа народа. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

21 ноября 2022 в 08:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.