Старшая группа «Непоседы» МБДОУ «Детский сад №31» Капитошка. г.Усолье-Сибирское
УЧИМСЯ ИГРАЯ: УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Словесные игры – отличная возможность совместить приятное с полезным: провести время с ребёнком и развить детскую речь. Играть в слова просто: реквизит не понадобится, а значит, загадками и вопросами можно отвлечь ребёнка в любой момент, например, по дороге в школу или детский сад, в очереди или транспорте. Словесные игры развивают фантазию и воображение, а также расширяют словарный запас. Речь ребенка становится богаче, ему легче высказывать мысли и понимать других. Владея языком в совершенстве, ребёнок быстрее познает окружающий мир, а отношения со сверстниками и взрослыми становятся содержательнее и полноценнее. 1. Примеры словесных игр для дошкольников «Летает – не летает» Ведущий предлагает детям две команды: «летает» и «не летает». В первом случае участники быстро перечисляют «летающие» слова. Например, «ворона», «самолет», «бабочка», «комар», «муха», «ракета», «голубь». А когда прозвучит команда «не летает», дети должны быстро сообразить и назвать предметы, которые летать не умеют. «Съедобное – несъедобное» Игра проводится по аналогии с предыдущей. «Живое – неживое» Перед началом игры ведущий объясняет ребёнку, что все живые предметы отвечают на вопрос «Кто?», а неживые – на «Что?». Далее приводит несколько примеров. Затем игра начинается: – Что растет? Кто растет? – Кто летает? Что летает? – Кто плавает? Что плавает? – Кто самый большой? Что самое большое? «Четвертый лишний» Ведущий называет детям по 4 слова, предупреждая, что одно из них не подходит. Участники должны выбрать «лишнее». После каждого ответа попросите ребёнка объяснить, почему слово не подходит. Так он научится формулировать мысли и соблюдать логику в высказываниях. Примеры словесных цепочек: – Матрешка, неваляшка, чашка, кукла; – Стол, диван, цветок, стул; – Ромашка, заяц, одуванчик, василек; – Лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; – Волк, ворона, собака, лиса; – Воробей, ворона, голубь, цыпленок; – Яблоко, елка, морковь, огурец. 2. Примеры словесных игр для школьников «Сходство и различие» Ведущий предлагает ребенку указать на сходство и различие следующих пар слов: – Книга – тетрадь / День – ночь; – Лошадь – корова / Дерево – куст; – Телефон – радио / Помидор – огурец; – Самолет – ракета / Стол – стул. «Найди противоположный объект» Ведущий называет предмет, а ребёнок должен подобрать как можно больше противоположных слов по разным признакам (размеру, форме, состоянию) или функциям («съедобное – несъедобное», «полезное – вредное»). Например, соль – сахар (по вкусу). «Поиск аналогии» Ведущий предлагает любое слово (например, портфель). А детям нужно придумать как можно больше похожих предметов, сходных с ним по разным признакам и функциям (сумка, мешок, рюкзак). «Назови одним словом» Ребенок называет группу предметов одним словом. Например, березу, сосну, дуб – «деревьями». Примеры: – Деление, умножение, сложение, вычитание — это... (математические действия); – Карп, треска, щука, форель — это... (рыбы); – Нож, вилка, ложка, половник — это... (столовые приборы); – Нарцисс, роза, ирис, тюльпан — это... (садовые цветы). Любой родитель сможет смело включить словесные игры в жизнь ребенка. Важно только желание проводить время вместе и узнавать новое. Такие упражнения относятся к спокойному типу игр, поэтому родители могут не переживать за неугомонную детскую активность. Главное – играть с удовольствием! 5 марта 2024 в 12:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.